Новые поправки в федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отменяющие выдачу свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, вступят в силу с 15 июля 2016 г., и с этого момента возникновение и переход прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Но свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до указанной даты, менять не надо, и в целом изменения не создадут проблем гражданам, которые хотят купить или продать свои объекты, утверждают юристы и чиновники.
Выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество прекращается в России с 15 июля 2016 г.. Речь идет в том числе и о повторных свидетельствах. Основанием для нововведения послужили поправки, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
После 15 июля 2016 г. государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Выписка представляет собой документ, подтверждающий, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером, объясняют в ведомстве. Документ можно получить как в бумажном, так и электронном виде.
По содержанию выписки, которые будут выдаваться в качестве подтверждения проведенной регистрации права, не будут существенно отличаться от выписок, которые запрашивают, к примеру, для проверки чистоты сделки при продаже или покупке земельного участка. Данные документы действуют бессрочно, однако фиксируют положение дел с регистрацией прав на объект недвижимости именно на дату выдачи.
Иными словами, выписка о правах на земельный участок Свиридовой Т.П., выданная 1 июля 2016 года, будет действовать и в 2050 году. Но свидетельствовать она будет лишь о том, что Свиридова Т.П. являлась собственником 1 июля 2016 года, но не позднее. Чтобы подтвердить право собственности Свиридовой Т.П. в последующее время нужно будет заказывать новые выписки.
Так или иначе, но ничего революционного для заявителей не произойдет. Закон уже предусматривает удостоверение регистрации либо выпиской ЕГРП, либо свидетельством о регистрации. «При этом законодательство и так с 1 января 2017 года предусматривало удостоверение регистрации только выпиской ЕГРП», — говорят в Минэкономразвития.
Свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не надо. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи.
В Росреестре объясняют, что до вступления в силу изменений в законодательство заявитель и так мог выбрать — получить ли при регистрации права собственности свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП. Отмена свидетельств не меняет процедуры регистрации прав, поэтому для заявителей при получении услуги ничего не изменится.
Документы на регистрацию можно будет также подать в электронном виде или обратиться в офисы Росреестра, федеральной кадастровой палаты, в МФЦ по месту нахождения объекта. При этом сроки и размеры пошлин сохраняются.
Важно понимать, что отмена выдачи свидетельств о государственной регистрации прав не изменяет сроки оказания услуг. Что касается пошлин, то они тоже не поменяются.
Юристы и Росреестр в один голос заявляют, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является только запись о государственной регистрации права в реестре.
Поэтому ничего рискового или страшного для граждан замена свидетельства на выписку не сулит. Просто для обычных граждан отмена выдачи свидетельства это некий «разрыв шаблона», поскольку для граждан свидетельство считалось и считается «главным» документом, но это заблуждение так как главным является документ — договор, акт государственного органа, на основании которого был приобретен объект недвижимости и наличие зарегистрированных прав на него в ЕГРП.
В работе ни юристов, ни риелторов, ни в действиях граждан при сделках с недвижимостью от изменения формы документа, удостоверяющего право собственности, ничего не изменится. «Ведь и сейчас при любых сделках собственники должны предоставлять выписку из ЕГРП, которую нужно запрашивать уже дополнительно помимо документа, выданного при регистрации права. То есть, фактически просто закрепляется уже существующая практика.
Поэтому нововведение поможет простым гражданам избежать ошибок при получении информации, например, о покупаемом земельном участке. Ведь далеко не каждый может знать, например, о том, что бумажное свидетельство может быть неактуальным на дату проверки сведений.
Зато любой человек может получить выписку о своих правах на объект недвижимости, просто сделав запрос в Росреестр. Данная выписка будет подтверждать факт и сроки нахождения объекта недвижимости в собственности гражданина на момент ее выдачи.
Отмена свидетельств о праве собственности действительно призвана укрепить гарантию зарегистрированных прав, а также способствует дальнейшему совершенствованию межведомственного взаимодействия при предоставлении различных госуслуг. Выписку, подтверждающую регистрацию прав, правообладатель, как и прежде, может получить после регистрации прав — как в электронном, так и в бумажном виде.